Интерактивные методы обучения и их роль в высшей школе

obrazovatelnaja_platformaВысшее образование традиционно призвано воспитывать молодое поколение в традициях господствующей культуры, помогать ему в усвоении производимых этим обществом способов интерпретации природных и социальных явлений. Она также должна способствовать формированию у каждого молодого человека самостоятельности, то есть представлений о своих возможностях и свое место в мире.
Передача общественного опыта происходит во время совместной деятельности студента и преподавателя, причем в настоящее время роль последнего могут выполнять также и книги, и фильмы, и, конечно, компьютеры, используемые в интерактивном режиме. Подавляющее большинство преподавателей, обучая студентов чем-либо, уверены в том, что студент: 1) не умеет этого делать; 2) способен овладеть новое путем подражания и репродуцирования действий преподавателя; 3) желает научиться этому; 4) делать активные попытки в направлении овладения новым.
К сожалению, это не всегда так. Все чаще в вузы приходят студенты, которые: недостаточно подготовлены к обучению в высшем учебном заведении, а потому не умеют и не могут научиться; не хотят учиться, а только получить диплом; не способны и не хотят активно включаться в учебный процесс. Поэтому сейчас стоит проблема в «подглядывании» студентов до необходимого уровня и мотивации учебно — познавательной деятельности студентов.
Именно поэтому сейчас обучение в вузах должно основываться на диалогическом подходе, предполагает субъект — субъектное взаимодействие участников педагогического процесса, их самоактуализацию и самоориентация и использовании компьютерных технологий при такого взаимодействия. Предполагается, что преподаватель не противопоставляет себя студентам, а занимает с ними равноправное позицию, оставляя за собой право управлять способами взаимодействия. Он дает возможность студентам быть активными субъектами учебной деятельности, способствует практической реализации их стремления к саморазвитию и самоутверждению. Наиболее эффективно способствуют этому методы интерактивного обучения, в последнее время разрабатываются и внедряются в учебно-воспитательный процесс. Термин «интерактивный» английского согласования и означает «взаимодействующий». Известно, что во время лекций, когда студент только слушает преподавателя, он усваивает 5% учебного материала, при чтении учебной литературы — 10%, в процессе работы с видео и аудио материалами — 20%, при условии наличия демонстраций — 30%, участвуя в дискуссии — 50%, выполняя практические задания — 75%, когда учит других или сразу применяет знания — 90%. Как видно, пассивные методы обучения (когда студент только усваивает предоставленные другими субъектами сведения) имеют низкую эффективность по сравнению с интерактивными.
Особенно ценным интерактивное обучение состоит в том, что во время его реализации студенты учатся эффективной работе в группе, коллективе. Итак, интерактивное обучение можно осуществлять, организуя групповую или фронтальную взаимодействие участников учебного процесса. Первая предусматривает работу в малых группах (преимущественно от 2 до 5 человек), вторая — совместную работу и взаимообучения всего коллектива студентов, в том числе и преподавателя. интенсивность такого общения и взаимодействия усиливается использованием компьютерных средств обучения.
Новые информационные технологии обучения — это, прежде всего, мощные и универсальные средства получения, обработки, хранения, передачи, представления разнообразных сведений.
Среди положительных факторов использования компьютера в учебном процессе с целью создания условий для активного взаимодействия студентов целесообразно выделить следующие:
1) сокращение времени на выполнение второстепенных задач, выполняемых косвенно в процессе решения основных задач;
2) увеличение количества случаев, можно рассмотреть в поисках гипотезы или правильного ответа, и способов их презентации другим участникам образовательного процесса;
3) обеспечение оптимального темпа работы на занятии для каждого студента;
4) возможность осуществления быстрого и образного компьютерного моделирования реальных процессов;
5) обеспечение активного и быстрого взаимодействия (типа «преподаватель — студент»);
6) формирование у студентов навыков использования компьютера во время будущей профессиональной деятельности.

Читайте также  Татуировки гейши

Похожее ...