Педагогические условия развития воображения младших дошкольников в процессе изобразительной-игровой деятельности

54081Приоритетным направлением воспитания ребенка на этапе дошкольного детства является развитие у него творческих способностей, от уровня которых зависит гармоничность развития личности. Необходимость педагогического руководства развитием воображения требует определения педагогических условий развития воображения у детей младшего дошкольного возраста.
Проблема развития творческих способностей, а затем и воображения, все больше приобретает актуальность. Согласно нормативным документам дошкольного образования указано, что приоритетным направлением воспитания ребенка на этапе дошкольного детства является развитие у него творческих способностей, от уровня которых зависит гармоничность развития личности.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, и именно в игровой деятельности заложен большой развивающий потенциал. Вместе с тем, практически одновременно с игровой деятельностью в жизни ребенка возникает изобразительная деятельность. Именно игра и изобразительная деятельность имеют особое значение в реализации проблемы развития воображения младших дошкольников. В то же время, проблема педагогического руководства развитием воображения именно детей младшего дошкольного возраста остается вне поля зрения ученых.
Целью статьи является определение педагогических условий развития воображения младших дошкольников в процессе изобразительно-игровой деятельности.
Прежде чем определить педагогические условия развития воображения младших дошкольников, считаем необходимым выяснить особенности развития воображения на этом этапе дошкольного детства.
У детей младшего дошкольного возраста преобладает воспроизводящая воображение, начинает формироваться ее направленность, однако планирования нет. Отсутствие целеустремленности приводит к тому, что образы, которые возникают, разрозненные, зависят от внешних условий, изменение которых приводит к появлению новых образов. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что помышления без их воплощения. Отсутствие планирования различных видов деятельности свидетельствуют о слабости, неустойчивый характер различных психических процессов, в том числе и воображения. Поэтому важной составляющей процесса развития воображения выступает развитие ее направленности.
Особенности развития воображения детей младшего дошкольного возраста свидетельствуют о необходимости руководства этим процессом со стороны взрослого и создание полноценных условий для становления воображения в различных специфически детских видах деятельности.
Охарактеризуем педагогические условия развития воображения младших дошкольников, проверенные и апробированные в ходе экспериментальной работы, а именно:
— Создание изобразительно-игровых ситуаций;
— Сотрудничество воспитателя с детьми;
— Диалогическое общения воспитателя и ребенка.
Мы выделяем два вида изобразительно-игровых ситуаций.children
Изобразительную игру мы определяем как специфическую деятельность, в какой детский рисунок используется как средство подтверждения успешности творческой работы ребенка, здесь осваиваются элементарные закономерности изображения в специально созданных игровых условиях.
Игровое изображение — это выполнение детьми какого — либо изображения с использованием игровых действий. При этом доминирует процесс изображения, результатом которого является рисунок.
Сочетание игры с изобразительной деятельностью мы будем проводить на основе самой игры. Ребенок может играть, используя изобразительную деятельность как материал, как содержание игры. Эту особенность детей младшего дошкольного возраста мы будем использовать при обучении детей в изобразительной деятельности, развивая в них воображение. Введение принципов игры в изобразительную деятельность младших дошкольников связано не с наличием игрушек и игровых правил, а с введением в изобразительную деятельность игровой основы — воображаемой ситуации. Функция взрослого при этом заключается, во-первых, в демонстрации различных творческих проявлений и способов деятельности, а, во-вторых, в организации жизни и деятельности детей таким образом, чтобы сами условия и ситуации требовали от детей творческих решений. Введение в рисование воображаемой ситуации и обеспечивает развитие воображения в изобразительной деятельности у младших дошкольников.
Несмотря на то, что воображение детей младшего дошкольного возраста имеет репродуктивный характер, а также учитывая слабость воображения, изменчивость возникших образов, считаем, что важным условием развития воображения сотрудничество воспитателя с детьми. Важность сотворчества воспитателя с детьми указывают Г. Григорьева, Т. Казакова, И.Ликова и др. Процесс сотворчества включая ребенка в ситуацию реального действия, а также дает возможность увидеть этапы творческого процесса: незавершенный и завершен. Завершенный вариант работы имеет особое значение для развития эстетического восприятия, для формирования положительной мотивации к творчеству. Таким образом, дети находят свое место в этом совместном с воспитателем творческом процессе, осознают важность собственных действий, несовершенных способов изображения.
Конечно, говоря о младший дошкольный возраст, мы должны признать ведущую роль взрослого, который инициирует изобразительно-игровые ситуации и в основном сам создает образ. Такая активная позиция взрослого не уменьшает развивающих возможностей этих ситуаций для ребенка. Взрослый своими действиями раскрывает детям новые неожиданные аспекты окружающей для ребенка мира, показывает способы изображения, пути решения проблемных ситуаций. Во-первых, психологически ребенок включена в ситуацию. Во-вторых, процесс создания образа вызывает у детей эстетические эмоции. В-третьих, ребенок усваивает опыт деятельности взрослого, который будет использован в дальнейшей творческой деятельности. По нашему мнению, важным является установление соотношения между самостоятельной деятельностью детей и помощью взрослого в форме показа способов действий и вербального сопровождения. Именно поэтому взаимодействие воспитателя с ребенком определяется нами как диалогическая. То есть такая, которая предполагает активность ребенка в процессе сотворчества.
Определены педагогические условия реализовались на двух этапах (подготовительном и этапе изобразительной игры).
Первый этап предусматривал знакомство детей с изобразительными материалами, развитие умения понимать и трактовать изображение, эмоционально отзываться на созданный образ. На подготовительном этапе ведущая роль принадлежит взрослому, инициирует игровую ситуацию и создает образ. Самоценным здесь является наблюдение за изобразительно-игровой деятельностью взрослого. На этом этапе взаимодействие взрослого с ребенком определяется нами как диалогическая. Инициатором диалога выступает взрослый, обращается к ребенку в контексте собственной речевой деятельности. Содержанием таких обращений были вопросы, реплики уточнения, подтверждения, оценки и тому подобное. Для стимулирования активности детей было использовано художественное слово, которое сопровождало художественно-игровую деятельность.
H9JevNUNQbMПри разработке собственных художественно-игровых ситуаций и интегрированных занятий мы опирались на опыт российских и украинских педагогов-практиков в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в частности это методические наработки, Г.Григорьевои, Т.Козаковои и др.
Одними из основных задач первого этапа было познакомить детей с изобразительными материалами и развивать умение понимать и домирковуваты изображено. Ведущая роль в такой ситуации, безусловно, принадлежит взрослому, но на подготовительном этапе для нас важным был факт психологического включения ребенка в ситуацию и наблюдения за действиями взрослого. Показ воспитателя не только помогал ребенку увидеть процесс возникновения линий, форм, силуэтов, но и служил ориентиром действий с различными материалами. Для того, чтобы изобразительная деятельность приобретала образный характер, мы проводили занятия, на которых дети имели возможность увидеть процесс создания образа определенного явления или персонажа. Как средство активизации воображения мы использовали стихотворные тексты.
Почти все дети включались в игровые ситуации, занимая при этом активную позицию. Они радовались, когда в них хорошо получались рисунки и просили педагога посмотреть: «А я красиво нарисовал?». Заинтересованность, игровая активность побудила детей свободно выполнять изображение, в них производились навыки пользования кистью и карандашом. Эти упражнения способствовали активизации познавательного интереса детей и развития у них воспроизведенной воображения.
К концу первого этапа дети хорошо понимали и домирковувалы изображено, свободно пользовались изобразительными материалами, легко включались в игровые ситуации и эмоционально видгукалися на созданный образ.
Это дало основание перейти ко второму этапу.
На втором этапе мы ставили целью привлечения детей к художественно игровых ситуаций и развитие воображения в процессе изобразительной игры. В изобразительной игре доминировал игровой процесс и игровой результат. Дети уже были знакомы со способами изобразительных действий, поэтому вербальные инструкции взрослого основном не нуждались демонстрации и изобразительно-игровая деятельность приобрела определенной самостоятельности. На этом этапе приобрела все большую значимость сотворчество ребенка и взрослого. В процессе сотворчества взрослый создавал только часть изобразительного сюжета, а дети дополняли картину по созданной взрослым игровой ситуацией. Процесс сотворчества полезен для развития воображения младших дошкольников тем, что позволяет воспринимать изображение в двух вариантах — неоконченном и завершенном. Второй вариант имеет особую значимость для эстетического восприятия, так как с участием детей на деревьях «распустились листочки», на огороде «выросли овощи», курица «нашла своих птенцов».
Образная ситуация детям была понятна. Дети эмоционально реагировали на указания воспитателя. Они полностью были захвачены процессом деятельности, их замысел стал более устойчивым, умышленным. Процесс рисования часто сопровождался словами, звукоподражанием кошки и мышей, так как передать полностью сюжет, динамику действий в этом возрасте дети не всегда еще могут.
Таким образом, применение изобразительной игры и игрового изображения в образовательном процессе работы дошкольного учреждения позволяет определить их как оптимальное средство развития воображения детей младшего дошкольного возраста. В процессе изобразительной игры у ребенка срабатывают все познавательные процессы, на основе которых создаются творческие продукты (рисунки), а в игре происходит социализация ее творческого продукта. Изобразительная игра позволяет дошкольнику обыграть свой рисунок и стимулирует развитие его воображения.
Реализация определенных педагогических условий (создание изобразительно-игровых ситуаций, сотрудничество воспитателя с детьми, диалогическое общения воспитателя и ребенка) способствует успешному развитию воображения детей младшего дошкольного возраста.
Дальнейшего изучения требуют вопросы подготовки педагогических кадров по организации развития воображения детей в процессе изобразительно-игровой деятельности.

Читайте также  Специфика разработки детских учебников

Похожее ...