Педагогическое творчество

privlechenie-inostrannih-studentov

Педагогическое творчество

Педагогическое творчество занимает особое место среди различных видов творчества, поскольку именно она определяет векторы динамичного развития всех творческих процессов человечества. Носителем педагогического творчества является учитель, который стоит у истоков развития личности каждого человека. Именно учитель в значительной степени сопровождает и вдохновляет творческое развитие человека в наиболее сензитивные к педагогическому воздействию периоды ее жизни. Целью и результатом педагогического творчества является творческое развитие учащихся, предусматривающий постепенное формирование у учащихся способности к творчеству — интегрального качества личности, объединяет направленность и мотивы, творческие умения и психические процессы, характерологические качества личности, которые обеспечивают человеку успех в творчестве и поднимают деятельность человека к творческому уровня.
Врожденные и приобретенные качества в человеке неразрывно связаны и не подлежат четкому разграничению. Для того, чтобы врожденная креативность личности реализовалась в творческой продуктивной деятельности, необходимо не только обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития этой креативности, но и целенаправленное педагогическое воздействие на личность по формированию тех «дополнительных» качеств, которые обеспечивают ей успех в творческой деятельности. Именно поэтому столь важного значения приобретает овладение учителем методиками диагностирования творческих качеств учащихся, без чего «увидеть» уровень развития особенно творческих умений и психических процессов невозможно. Творчество также неразрывно связана с чувственной сферой личности. Без чувств, эмоционального подъема, вдохновения нет творчества. Поэтому педагогическое творчество способствует развитию чувств учеников и имеет огромное значение для их духовного и нравственного роста.
Особенность любого творческого процесса — процесса, в результате которого создается качественное новеполягае в том, что не только человек-творец влияет на результат собственного творчества, но и сам предмет творчества способствует дальнейшему творческому развитию человека. Именно поэтому в процессе педагогического творчества творческое развитие учащихся выступает как целью деятельности учителя, так и средством творческого развития личности самого учителя, повышение его профессиональной компетентности и уровня педагогического мастерства. Итак, педагогическое творчество ведет к профессиональной и личностных самореализации учителя в процессе педагогической деятельности.
Педагогическое творчество учителя проявляется в целостном проектировании педагогического процесса, прогнозировании его результатов, но, все же, центральным звеном педагогического творчества является педагогическое взаимодействие, в которой учитель и ученик выступают субъектами создания развивающей учебной среды, формирования познавательных интересов и потребностей учащихся , выбора средств их достижения, контроля и самоконтроля. Такая педагогическое взаимодействие является личностно ориентированной, а процессы творческого развития каждого ее субъекта взаимообусловлены и взаимосвязаны.
Хотя в процессе педагогического творчества учитель создает образец профессионально-педагогической деятельности, наиболее адекватно соответствует цели — творческому развитию учащихся, индивидуальная неповторимость и самобытность каждого ребенка, каждого ученического коллектива, каждого учителя приводит к тому, что образец педагогического творчества является образцом нормированной деятельности учителя только в смысле главных концептуальных идей, принципов, форм и методов их практической реализации. Именно поэтому столь важного значения приобретает фундаментальное профессионально-педагогическая подготовка учителя, его психологическая и профессиональная компетентность, методологически, теоретически и методически обоснованная подготовка учителя к педагогическому творчеству.
Обеспечение творческого развития личности — важнейшая задача всех мировых образовательных систем. Одно из главных направлений гуманизации образования является направление учебного процесса на формирование, развитие и саморазвитие субъектов педагогического взаимодействия. Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что личность ребенка — больше результат саморазвития, чем регулируемого развития, психологическим механизмом содействия этому саморазвития является психическое состояние слияния воздействия взрослого и самоактивности ребенка с преобладанием последней. Это утверждение верно для всех субъектов педагогического взаимодействия. Именно поэтому только такие психолого педагогические концепции, которые предлагают субъектам педагогического процесса психолого-педагогические механизмы самосовершенствования и приобщение к творческому процессу, личностных самореализации, могут считаться гуманистическими, независимо от наличия или отсутствия в них этого названия. При таких условиях общепедагогической подготовки преподавателя любого учебного заведения и, в частности учителя, приобретает эффективности, если ее содержание, формы и методы отражают специфику процесса формирования личности, учитывают закономерности протекания творческого процесса в конкретных условиях профессиональной деятельности.

Читайте также  Где расторгают брак посредством смс-рассылок?

Похожее ...