Подготовка учителя или ребенка технологии, специализации «основы домашнего хозяйства»

скачанные файлыВ статье рассмотрены вопросы содержания и педагогических механизмов реализации потребительской образования при подготовке учителя технологии.

Сегодня в стране потребительское образование усматривается неотъемлемой составляющей системы подготовки молодых людей к жизни, составляющей процесса социализации нового поколения нации в государстве с рыночной экономикой.

Новые вызовы общества, перед которыми встает сегодня наша страна и система миры взаимосвязаны между собой. Образование должно быть практической, конкретной, должна влиять на поведение и стремление подрастающего поколения граждан. Учитель технологии, специализации «Основы домашнего хозяйствования», как никто другой должен быть осведомленным в тонкостях потребительского образования. Ведь именно этот учитель на занятиях может и должен учить детей осуществлять обдуманный потребительский выбор товаров и услуг в повседневной жизни, а также планировать собственный бюджет и расходы.

За последние годы, начиная с 1999 года, в стране сделаны предпосылки для активного внедрения потребительских знаний в систему образования, систему подготовки молодого поколения

к полноценной жизни в современном обществе. Были разработаны отдельные учебные курсы, программы профильной подготовки, отдельные тематики базового курса экономики, проекты и программы, осуществляемые силами общественных организаций. Разработан учебно-методическое пособие по основам потребительских знаний, состоящий из программ, методических пособий для учителей, рабочих тетрадей для учащихся.

Известно, что подготовка учителя — это стратегическая задача общества. От сегодняшней деятельности учителя зависит будущее целой нации, благосостояние страны. Молодое поколение должно уметь ориентироваться в повседневной социальной и экономической жизни. И научить этому новое поколение должен учитель технологии. Ведь целью трудового обучения является подготовка молодого поколения к жизни и активной трудовой деятельности в современном обществе. Достижение этой цели обеспечивается содержанием трудового обучения и реализуется благодаря решению конкретных задач, среди которых можно выделить задачу формирования у учащихся культуры труда, навыков рационального ведения домашнего хозяйства, воспитания активной жизненной позиции, адаптивности. Главным инструментом должно стать потребительское образование, что аккумулированная в учебном курсе «Основы потребительских знаний» в цикле подготовки учителя технологии, специализации «Основы домашнего хозяйствования».

Цель статьи состоит в анализе источников содержания учебного курса «Основы потребительских знаний». Нами поставлена ​​задача не только создать новый учебный курс и обновить содержание подготовки учителя технологии, но и разработать такие педагогические механизмы, которые бы помогли приобретению будущим учителем необходимых компетенций в сфере потребительских знаний.

Введение потребительских знаний в цикл подготовки учителя технологии, специализации «Основы домашнего хозяйствования» — в определенной степени дань требованиям современной жизни. Каждый гражданин нашей страны, без исключения, является субъектом экономического, политического и общественного пространства мирового сообщества, что предполагает сознательное гражданство и реализацию прав человека. Частью таких прав является реализация в повседневной жизни соответствующей потребительской политики, которая реализуется через поведение людей при выборе, приобретении, потреблении и реализации товаров и услуг.

Теоретические знания на данном этапе подготовки молодого поколения становятся средством образования, а ориентация высшей школы изменяется в сторону компетентно-ориентированного подхода. Это обусловлено тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые она может использовать или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии. Будущий учитель должен быть подготовлен и уметь подготовить школьников к самостоятельной трудовой жизни в условиях действительного социально-экономического устройства.

Результатом внедрения потребительского образования в цикл подготовки учителя технологии должны стать: умение будущих учителей ориентироваться на рынке товаров и услуг, сознательное потребление товаров и услуг, способность находить информацию потребительского характера, компетентность в сфере реализации своих потребительских прав. Итак, у будущего учителя технологии должна быть сформирована рациональная экономическое поведение, рациональное экономическое мышление, адаптировано к реальной жизни. Кроме того, учитель должен донести полученную информацию до школьников с помощью различных методических примем и средств.

Достижение нового образовательного результата подготовки молодого специалиста направлены, таким образом, на формирование ключевых компетентностей, которые смогут помочь достичь уровня европейских стандартов жизни, при котором потребители знают свои права и обязанности, хотят и возможность ими пользоваться и выполнять их.

Реализовать приобретенные знания и умения учитель технологии сможет с помощью таких аспектов деятельности в сфере общего образования: во-первых, за счет вариативной составляющей учебного плана общеобразовательной подготовки, то есть путем введения специального учебного курса «Основы потребительских знаний»; во-вторых, за счет вариативной составляющей учебной программы трудового обучения; в-третьих, за счет внеклассной и внешкольной работы с учащейся молодежью, в частности с помощью системы воспитательных мероприятий, работы специализированных кружков.

Читайте также  Ваш ребенок захотел кошку, чем её кормить

Потребительские знания способствуют созданию условий для самоутверждения и самореализации личности в течение жизни, становясь первой ступенькой своевременного и правильного реагирования на вызовы времени. Потребительские знания имеют свою структуру. Основными компонентами потребительских знаний являются:

— Социально-культурная составляющая — способность лица принимать сознательные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей; согласовывать свои действия с интересами общества; представлять о роли человека в социальной системе и возможность влияния на хозяйственные субъекты и государственные органы с целью привлечения внимания к потребителю;

— Информационно-поисковая составляющая — способность находить и анализировать информацию для потребителей с помощью всех источников информации, включая консультантов магазинов, Интернет-ресурсов, периодических изданий, специализированной литературы и т.д.;

— Экономическая составляющая — способность объяснять основные экономические понятия, имеющие отношение к потребительского поведения; оценивать личные бюджетные ограничения; планировать семейный бюджет учетом его доходных и расходных статей;

— Товароведческая составляющая — способность оценивать полезность товаров, количество и качество альтернативных вариантов выбора;

— Эколого-валеологическая составляющая — способность оценивать экологические характеристики товаров и услуг; хранить здоровья я при потреблении товаров и услуг;

— Юридически правовая составляющая — способность грамотно себя вести в различных рыночных ситуациях; понимать права и обязанности потребителей и существующую в Украине систему защиты прав потребителей; отстаивать свои потребительские права и свободы гражданина.

Итак, главными задачами подготовки учителя к внедрению потребительских знаний в учебный процесс общеобразовательной школы:

— Формирование умений находить и анализировать информацию потребительского характера;

— Формирование навыков принимать сознательные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценки полезности товаров и особенностей бюджетного ограничения;

— Ознакомление с правами и обязанностями потребителей и с существующей в стране системе защиты прав потребителей;

— Формирование готовности не бояться отстаивать свои права в различных конфликтных ситуациях.

Потребительские знания способствуют развитию потребительского поведения, которая заключается в распределении доходов при покупке товаров и услуг за определенный период времени с учетом личностных предпочтений. Потребитель сталкивается с большим количеством товаров и услуг, из которых формирует собственный «потребительская корзина», т.е. набор товаров и услуг, для потребителя имеют определенную полезность. Известно, что потребители стараются максимально увеличить полезность и удовольствие от расходов собственного фиксированного дохода, стараясь как можно больше удовлетворить свои потребности. Такое поведение основывается на понимании основной категории экономики — «цены» и философской категории — «ценность». У человека одна поведение при фиксированных ценах и доходах и совсем другое при их изменении. Понимание поведения потребителя является важным аспектом подготовки будущего учителя.

Потребительское образование имеет безграничные возможности для эксперимента в преподавании, саморазвития и самосовершенствования учителя. Общество не стоит на месте, оно постоянно развивается, в нем происходят определенные события, вносятся соответствующие этому изменения в законодательные акты. Все это требует постоянного мобильности от учителя, постоянного изучения материалов, касающихся потребительских знаний.

Учитель должен использовать на уроках факты из других учебных дисциплин, активно используя при этом межпредметные связи, помогает учителю показать свою компетентность в других областях знаний.

Например, при изучении темы «Знаки визуальной коммуникации на товарах» будущий учитель может познакомиться с маркировкой товаров, то есть изучить данные о товаре в виде текста и графических символов. Если обычно текст бывает понятным, то символы — нет. Итак, следует рассмотреть символы, используемые для маркировки товаров нашей страны и других стран мира.

Известно, что современные товарные знаки образуют устойчивую систему и в сумме составляют важный раздел международных стандартов. Состоит он из четырех групп. Символы первой группы указывают на экологическую безопасность товаров. Они подтверждают, что продукт или изделие безопасный для окружающей среды или сделан из экологически чистых компонентов и материалов.

Знаки второй группы свидетельствуют о соответствии товара стандартам качества. Свой сугубо национальный значок у каждой страны.

Третья группа знаков — это отряд информаторов в составе продукта о сроке его годности. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» такая информация должна быть представлена ​​на языке производителя и на языке страны в которой она экспортируется. Для нашей страны важно, чтобы на товарах информация была представлена ​​на родном языке. Именно это может свидетельствовать о том, что перед нами не поддельный товар, а товар, который прошел сертификацию. На импортных товарах нередко встречаются надписи на языке оригинала. Их всего три и запомнить их не сложно. Так, эквивалентом слов «употребить до …» является на разных языках выражения — «best before», «a consommer de preference avant», «mindestens haltbar bis»; «Срок годности» — «expire date», «validity»; «Дата выпуска» — «production date».

Читайте также  Татуировки гейши

Четвертая группа обозначений содержит информацию о правилах безопасного пользования и правила транспортировки грузов.

Для общения учителя с молодежью важно знание молодежной субкультуры, что приводит к захвату и приверженности со стороны учеников том, что учитель имеет возможность на уроках вспоминать об известных современных рок-музыкантов, героев культовых молодежных фильмов. Использование рекламы — это один из примеров демонстрации знаний молодежной субкультуры. В ходе изучения темы «Реклама» могут рассматриваться общие сведения о рекламе, изучаться вопросы государственного и общественного регулирования рекламы.

У будущего учителя должны быть сформированы коммуникативные навыки. Важно уметь общаться не только с коллегами, детьми, но и грамотно вести диалог потребительского содержания с субъектами сферы торговли и быта. Именно такой учитель способен сформировать у школьников аналогичные коммуникативные навыки, ведь детям всегда интересно почувствовать себя в роли педагогов, социологов, журналистов. Для активизации коммуникативных навыков следует проводить исследования ассортиментной группы товаров, социологические исследования предпочтений отдельных групп товаров на другими среди респондентов, которыми являются родственники, знакомые, друзья, мало знакомые, незнакомые.

Потребительские знания предоставляют будущем учителю большие возможности творческого роста, поскольку многие непредвиденных ситуаций в рыночной экономике, а также в сфере потребительского поведения выходят за рамки любого учебного материала. Поэтому учителю необходимо постоянно изучать изменения в законодательстве, произошедшие в экономике и политике государства.

Выпускник вуза должен быть готов к самостоятельной трудовой деятельности в условиях современного социально-экономического устройства. Одним из вариантов формирования жизненных компетентностей будущих учителей является проектная деятельность. Работа над проектом позволяет будущим учителям технологии чувствовать значимость своей деятельности, повышает их социальный статус, открывает новые возможности. Студенты, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, компоновка проекта, согласование с руководителем, экспертиза и реализация. Данная работа не только помогает развитию жизненных компетентностей, но и помогает будущим учителям определить слабые стороны, над которыми в дальнейшем нужно работать.

Темы проектов могут быть: «Чистый город» (борьба с засорением территории города); «Живая вода» (изучение качества услуг водоснабжения в родном городе); «Я покупаю обувь» (анализ рынка обуви и ее качественных признаков); «Потребительская корзина» (сравнение цен потребительской корзины текущего и прошлого года, семей с разным достатком, разных городов и районов); «Я покупаю холодильник» (изучение поведения потребителя при покупке бытовой техники для хранения пищевых продуктов); «Оплата коммунальных услуг» (изучение тарифов и расчетов на коммунальные услуги).

Стоит в процессе изучения учебной дисциплины «Основы потребительских знаний» создавать комфортную психологическую атмосферу, пытаться делать учебный материал интересным и доступным для восприятия. Нужно направить социально-педагогические факторы на выбор творческой деятельности, подбирать оптимальные формы развития личности с целью создания условий для индивидуального развития будущего учителя и как следствие формирование жизненных и профессиональных компетенций.

Таким образом, внедрение в учебный процесс подготовки учителя технологии учебного курса «Основы потребительских знаний» будет способствовать индивидуальному развитию личности будущего учителя, его коммуникативных, деловых, хозяйственных умений и навыков, формированию жизненных и профессиональных компетенций. Содержание этого учебного предмета не является постоянным, поскольку напрямую связан с жизнью общества, его изменениями. Главным остается понимание и умение организации качественного и здорового образа жизни по соблюдению прав и свобод граждан.

Дальнейшей разработки требуют вопросы изучения качества и безопасности отдельных групп товаров, услуг жилищно-коммунального хозяйства, прав потребителей в сфере торгового и других видов обслуживания в процессе подготовки учителя технологии.

Похожее ...