«В логопедии, КАК И В МЕДИЦИНЕ, Есть ПОНЯТИЕ — «ПОЗДНО»

beremennost_rodi31Чтобы избежать проблем речи у ребенка, логопед советует родителям не только самим правильно говорить, а ни в коем случае не кричать на малыша.

При упоминании о логопеда большинство из нас вспоминают фильм «По семейным обстоятельствам» . Конечно, наблюдать за «фифектамы фикции» сбоку очень забавно. Но когда проблема касается вас или вашего ребенка, становится уже не до шуток. Как не допустить проблем с произношением, почему мальчики начинают говорить позже девочек и почему нельзя разговаривать с малышом на «повышенных» тонах, об этом и другом рассказала логопед.
— Елена, Вы помогаете детям говорить правильно и четко. Почему выбрали такую ​​профессию?
— Я родилась и росла в семье педагогов. Более того, мама работала логопедом в детском саду. Все свое детство я внимательно наблюдала за ее работой и решила, что сама стану логопедом. Работа с детьми мне очень нравится. Особенно в те моменты, когда вижу их благодарные улыбки.
— Маленькие детки говорят, как правило, на «своем языке». Когда нужно начинать обращать внимание на произношение малыша?
— Забавные детские словечки и выражения, слова, в которых буквы заменяют друг друга, до определенного возраста радуют и смешат мам и пап. Но время идет, и никто уже не радуется … У родителей мысль, что отводить ребенка к логопеду нужно после пяти лет. Однако до пяти лет вещания часто практически сформировано. Поэтому наблюдать развитие детской речи у логопеда стоит начинать примерно с двух -трех лет. Особое внимание на речь малыша следует обратить в том случае, если есть проблемы с нервной системой или если у мамы были проблемы с течением беременности и родов.
— Когда дети должны начинать говорить? Ведь зачастую бывает, что и в два- три года ребенок «молчит».
— Ребенок учится говорить в течение пяти лет. Первый год малыш просто слушает, как говорят взрослые, при этом чувствует эмоциональную окраску. На втором году жизни ребенок подражает звуки, которые слышит, произносит первые слова, у нее появляются первые предложения. В словарном запасе ребенка третьего года жизни есть слова почти всех частей речи, малыш может познавать и называть знакомые предметы, строит фразы.
— В одних детей самостоятельно формируется правильное произношение, а другим нужна помощь. Почему так?
— Причины очень разные. Зачастую влияет наследственность, когда кто-то из членов семьи имеет или имел аналогичные проблемы. Влияют и тяжелые роды, при которых возникли осложнения, неправильный зубной ряд, слабые мышцы языка, укороченная подъязычная уздечка.
— Неужели такую ​​большую роль играет то, как мама с папой разговаривают между собой?
— Речь взрослых играет первостепенную роль в формировании правильного произношения малышей. Для ребенка — это тот образец, который она следует. Малыш учится говорить именно благодаря слуха и способности к подражанию. Дети очень легко подражают неправильное произношение взрослых, перенимают местные говоры, диалектизмы. Абсолютно необходимым условием является правильное, отчетливое и неторопливое речи родителей. Если же такой образец отсутствует, то усвоение детьми правильного произношения звуков значительно затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно распространенной «семейной картавости», которую ребенок принимает, подражая родителям. Важна не только правильное произношение, а и умение регулировать силу голоса.
— То есть кричать на ребенка нельзя?
— Ни в коем случае. Разговоры на «повышенных» тонах вызывают у ребенка раздражительность, он становится равнодушным смыслу сказанного. Не стоит также слишком быстро разговаривать с детьми, поскольку им трудно следить за такой произношением родителей, они отвлекаются, утомляются слушать, так воспитывается невнимательность к слову.
— Существует мнение, что мальчики начинают говорить позже девочек. Это правда?
— Такая «несправедливость» действительно есть. Она связана с некоторыми особенностями развития и формирования речи, а также центральной нервной системы у детей. Однако «позже» — не значит «никогда» или «плохо». И все же знать об этой особенности стоит, тем более что больше половины всех логопедических диагнозов приходится на мальчиков. Нервная система мальчиков более уязвима, это следует учитывать, поэтому развитие и формирование речи у мальчиков может длиться дольше.
— До какого возраста можно не беспокоиться о занятиях с логопедом?
— Исправление произношения у ребенка возможно после четырех лет. Поэтому большинство логопедов начинают работать с детьми именно в этом возрасте. Но это вовсе не означает, что до четырех лет с ребенком не нужно заниматься. Для детей от двух до четырех лет важно общее развитие речи, они накапливают лексический запас, учатся понимать грамматические связи и т.п.. Исправлять дефекты и закреплять правильные звуки можно и в игровой форме. Но взгляните на отклонения в речи, как на сложное заболевание, в котором очень важна профилактика и от которого лучше заранее сделать «прививку», чем потом долго лечиться. А если заболел и вовремя не обратился к врачу, можно и опоздать. Именно так, в логопедии, как и в медицине, является страшное слово «поздно».
— С какими проблемами чаще к вам обращаются?
— Проблем очень много, выделить основные — сложно. Радует то, что часто приходят просто для диагностики.
— Что помогает избежать проблем с речью?
— Чтобы воспроизвести звук, нужно иметь совершенный речевой аппарат. Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем составную структуру, четко произнести все звуки. Четкость и чистота речи зависят от многжества факторов, и прежде всего от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, вялость мышц языка, неразвитость, нижней челюсти, мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.
— То есть часто в невозможности ребенка произнести то или иное слово должен «ленивый» язык?
— Язык действительно активно участвует в образовании звуков и произнесении слов. От его положения, от того, какую форму она приобретает (распластанный образует желобок, кончик языка сужен или прикасается к верхних резцов и т.п.) зависит правильное произношение большинства звуков речи.
— Могут ли родители самостоятельно исправить речевые дефекты детей?
— Родители могут самостоятельно заниматься с детьми обогащением словарного запаса, развитием связной речи, грамматическим аспектом. Но в случае, если у ребенка имеются речевые нарушения, следует обязательно обратиться за помощью к логопеду. Приведу пример типичной ситуации, с которой сталкивается едва ли не каждая мама: малыш, проявляя в себя во рту язык, еще не понимает, зачем он ему нужен, но очень хочет узнать. Прежде хочет его увидеть. Ребенок думает: «Сейчас достану — и увижу». Она пытается достать пальцами. «Не хочет. Тогда пощупать. Теплый, мягкий, скользкий. Долгое? Сейчас потяну — проверю». Вот таким изучением себя ребенок занимается на втором -третьем году жизни. Реакция родителей такова: «Вытащи пальцы изо рта!» А зря! Если пальцы у ребенка чистые, запрещайте познать неизвестное. Лучше покажите, что и у вас есть язык, а также движения, которые он умеет делать. Покажите, что можно увидеть в зеркале. Это будет первый массаж языка, первые простейшие упражнения. И для этого не нужен логопед. Все это может сделать мама.
— Какие звуки трудные для детей? Многие думают, что залог успеха научиться произносить «рыбу».
— Чаще всего детям трудно произносить свистящие и шипящие звуки, а также звуки: [ р ] , [ л] , [ к]. Бывает и так, что ребенок вовсе не произносит звуков, заменяет один звук другим, искажает звук, нечетко произносит отдельные звуки, смягчает звуки (вместо твердого согласного произносит мягкий согласный).
— Какими качествами должен обладать логопед?
— Логопед, как и любой педагог, должен быть компетентным, убедительным, любить детей и свою профессию, иметь развитое воображение и наблюдательность, быть искренним, скромным, последовательным в своих словах и действиях.
— Что бы посоветовали родителям?
— Очень важно, чтобы родители в семье разговаривали правильно и исправляли ребенка, если он произносит слова неправильно. Но если вы понимаете, что ребенок просто не может произнести правильно все звуки, то обязательно надо обратиться к специалисту: учителя — логопеда.
Помните, чтобы ребенок в школу пришел с хорошо развитым речью, надо с ним чаще играть в те игры, которые способствуют развитию речи, мышления, фантазии.

Читайте также  Как выйти замуж

Похожее ...