Аксиологический потенциал молодежных телесериалов

327248Процессы глобализации и информатизации, происходящие в современном мире, влияют на все сферы жизнедеятельности общества в целом и каждого человека в частности. В период социальных преобразований, когда традиционно ментальные ценности активно испытывают аксиологической ревизии, а институт СМИ пропагандирует и культивирует ценности массовой культуры, распространяя «социальные инфекции» и разноплановые ценностные образцы, провоцируя ментальную реконструкцию, проблема медийного влияния на молодежную сознание приобретает особую актуальность . Социальная проблема заключается в том, что молодые люди – динамическая и мобильная социальная группа, которая активно реагирует на изменения, происходящие и охотно воспринимает все новое, – не имеют достаточного социального опыта и багажа знаний для верификации медийной информации, почти полностью доверяя ей. Ситуация осложняется тем, что ценностная система молодых людей, учитывая возрастные особенности этой социально-демографической группы, находится в процессе формирования, потому любой неоднозначное влияние содержит риск ценностно-мотивационной дезориентации и кризиса идентификации.
Значительную роль в изменении ценностных ориентаций общества играют современные масс-медиа.
Общепризнанно, что они уже «давно перестали быть только средствами массовой информации. Скорее, они – носители специфической системы ценностей, в основу которых положены сложные процессы культурной алхимии».
Авторы теории медийного формирования «повестки дня» отмечали, что люди получают с медиа не только разноплановую информацию, но и представление о ее важности, которая создается самой медийной практикой, в частности частотностью появления размером сообщения, местом ее расположения / представления. По справедливому замечанию Б. Коэна, медиа «могут не иметь успеха в указанием нам, что думать», но они «потрясающе успешны в указанием нам, о чем думать».
Для определения последствий воздействия СМИ на формирование ценностных ориентиров молодежи, нужно выявить систему ценностей среды, в которой живет человек, есть идеалы, абсолютное благо и потребности, ради которых осуществляется вся деятельность общества. Мнение большинства ученых, занимающихся изучением ценностей и ценностных ориентиров, совпадают в том, что в нашем обществе превалируют материальные ценности над духовными. Это приводит к тому, что духовная сущность человека вытесняется прагматизмом и примитивным мышлением, что, в свою очередь, приводит к трансформации в духовном развитии молодого человека и формировании ее ценностной ориентации.
В 16 лет происходит идеализация кумира – подростки склонны идентифицировать себя с реалистичными героями. Поздний детский и подростковый возраст – периоды, когда дети часто идеализируют психологические и социальные характеристики медиагероив или изображаемых в медиа деятелей, формируют своих кумиров. Дети старшего возраста также лучше, чем дети 12-15 лет, соотносят взрослые понятия добра и зла при просмотре разнообразного медиа-контента. Однако это не означает, что эта способность овладевать медиа-контент дает гарантию понимания любой медиапродукции. Просмотр сериалов с насилием дает им возможность условно удовлетворить свои потребности в острых ощущениях, пережить возбуждение, почувствовать «адреналин». Во время полового созревания молодые люди часто используют медиа для получения информации в области сексуальности и формирования отношений. Однако телевизионные программы и фильмы, не всегда дают точные впечатление, какова жизнь на самом деле. Поскольку молодые люди еще должны накопить жизненный опыт для понимания этого, некоторые презентации сексуальности для молодежи в возрасте до 16 лет могут дать неточные впечатление о надлежащем сексуальном поведении или соответствующего отношения к мужчинам и женщинам.
Сериалы на психологическом уровне людям дают ощущение занятости, ведь просмотр требует много времени, а значит, что-то другое можно не делать. Для тех, кому общения не хватает, сериал может служить прекрасной темой для разговора. Именно для них телегерои становятся настоящими членами семьи: любят их, переживают за них, сочувствуют им. Они вымышленные, и поэтому мы можем спокойно иронизировать над их нелегкой жизнью и успокаивать себя, что жизнь наша немного легче. Зритель в этих событиях участвует негласно, а значит, несет в какой-то мере ответственность за них. Все это дает необычные ощущения особой причастности ко всему, что происходит, и собственной безопасности.
Кроме того, сериал может выполнять и положительное влияние на формировании ценностной системы молодежи, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования. Для определения аксиологического потенциала молодежного телесериала нами был проведен опрос среди респондентов (студентов I и V курсов), что позволило выявить пятерку рейтинговых телесериалов и причину их популярности среди информантов. По нашим данным, ими оказались «Друзья», «Шерлок», «Доктор Хаус», «Теория большого взрыва» и «Игра престолов». Дальнейшее концептуальный анализ этих сериалов показал, что концепты «ДРУЖБА», «ЛЮБОВЬ», «ЮМОР», «РАССЛЕДОВАНИЕ», «УМ» приваливают среди аксиологических доминант, имеющихся в предложенных респондентами телесериалах. Среди критериев, по которым эти сериалы выделяются на фоне других телевизионных шоу, студенты отметили «интересный и непредсказуемый сюжет», «игру актеров», «развлекательную и научную составляющие» и «положительные отзывы критиков».
Как видим, транслируемые современные телесериалы могут проявлять амбивалентную сущность, а следовательно, иметь как негативное, так и положительное влияние на человека.

Читайте также  Составляем маршрут свадьбы

Похожее ...