Опыт проведения телеуроков по русскому языку и культуре речи

woman on the grass with recycle logo on laptopВ современном мире возрастает роль средств массовой коммуникации в формировании общественного сознания. В этой связи целесообразно использовать в учебных целях имеющийся огромный потенциал телевидения, в особенности в обучении будущих учителей- словесников и журналистов.

Цель данного цикла видеоуроков заключалась в привлечении внимания телеаудитории к изучению филологии, в совершенствовании знаний в области русского языка. Первоначально предполагалось, что телевизионную аудиторию составят преимущественно школьники, студенты, домохозяйки, пенсионеры. Однако впоследствии выяснилось, что аудитория зрителей оказалась гораздо шире, так как обсуждавшиеся вопросы были исключительно актуальны, они представляли значительный интерес для широкого круга наших современников.

Работа над материалом видеоуроков состояла из четырех этапов:

1.Подготовительный этап, инвенция. Он включал строгий отбор учебных материалов для телеурока с учетом хронометража: продолжительность урока составляла около 30 минут.

2.Этап диспозиции. Составление развернутого плана видеоурока, группировка, моделирование материала на заданную тему для наиболее эффективного использования эфирного времени.

3.Видеозапись. Этап элокуции, произнесение материала, причем во время видеозаписи телесуфлер нами не использовался, что позволяло добиться эффекта непосредственного живого общения в эфире.

Читайте также  Как одевать малыша в жару?

4.Этап анализа и обобщения результатов. По окончании каждого видеоурока проводился его анализ, включающий обобщение опыта, рассмотрение ошибок и затруднений, выявление удачных находок.

За основу уроков нами был взят принцип проведения новостных информационных программ с двумя ведущими. Прием бинарного урока, когда в телевизионном эфире одновременно работали два учителя-словесника, показал свою высокую эффективность. Форма живого диалогического общения способствовала привлечению внимания телезрителей к обсуждаемой лингвистической проблематике.

Каждый видеоурок был предварительно тщательно продуман. В случае необходимости во время беседы и в ответах на вопросы ведущими допускалась импровизация, которая не являлась домашней заготовкой.

Тематика телевизионных уроков определялась потребностями аудитории. Представим в списке некоторые популярные темы видеоуроков:

– Как расширить словарный свой запас.

– Как научиться говорить без ошибок.

– Как научиться выступать перед аудиторией.

– Как успешно вести деловые переговоры.

– Что такое языковая норма.

– Нормы произношения слов. Русская орфоэпия.

– Нормы правописания. Русская орфография.

– Стилистика и культура речи.

– О заимствованных словах в современном русском языке.

Читайте также  Чем заняться во время беременности и декрета. Блог о моде в системе новых медиа!

– «Ложные друзья» переводчика.

Каждый урок сопровождался практикумом: домашней работой с познавательными лингвистическими заданиями и их разбором.

Среди преимуществ видеоуроков, посвященных актуальным проблемам русского языка и культуры речи, отметим следующие неоспоримые преимущества:

– широкая телевизионная аудитория обучаемых;

– визуализация учебно-познавательной информации;

– современная занимательная форма подачи материала;

– возможность обучать студентов русскому языку на материале видеоуроков дистанционно (это позволяет использовать обучающие ресурсы как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья);

– воспроизводимость видеоуроков по русскому языку, записанных на CD, возможность многократно просматривать и анализировать определенный фрагмент видеозаписи.

Опыт проведения видеоуроков по русскому языку и применения в учебном процессе продемонстрировал их состоятельность и высокую эффективность. Как современный прием обучения они способствуют популяризации русского языка, повышению интереса к нашему учебному предмету, благотворно влияют на сознание обучаемых, формирование у них ценностных представлений.

В качестве иллюстративного материала целесообразно показать видеофайл с фрагментом телевизионного урока.

Похожее ...