Ориентиры социальной идентичности подростков у дистантных семей

Ориентиры социальной идентичности подростков у дистантных семей

Ориентиры социальной идентичности подростков у дистантных семей

К числу дистантных семей относят также семьи трудовых мигрантов, поскольку родитель выезжающих за границу на заработки, находятся там не менее год.

Как отмечает Э. Гидденс, семья является социально-психологической целостности, осуществляющее социализирующий воздействие на индивида нормативными и информационными средствами. В полных семьях процессы социализации проходить более эффективно, чем в дисфункциональных неполных семьях. Так, Ю. Богданов считает, что одним из важнейших и первых социальных процессов включающие ребенка в систему социальных взаимоотношений является семейная социализация. Данное понятие автор рассматривает с двух позиций: первая – это подготовка к будущим семейных ролей, вторая, как влияние на формирование социальной компетентности личности, то есть способность ее к принятию и выполнению различных социальных ролей.
Особенно острой ситуация родительской ощутимости ощутима тогда, когда лицо подросткового возраста активно начинает взаимодействовать с социумом и осуществлять поиск своего социально Я, поиск своей социальной идентичности.
Целью статьи является изучение личностно-оценочного ориентира социальной идентичности старших подростков с дистантных семей.
Социальная идентичность осваивается личностью через социальные роли, общепринятые ценности и установки, этнические и религиозные убеждения, социальные характеристики (пол, возраст, статус). Она позволяет личности достаточно легко адаптироваться к постоянно меняющейся социальной среды, способствует постоянному ее развития и поиска своего места в системе социальных отношений; выработке собственных ориентиров, которые необходимы для жизнедеятельности и реализации в социальных группах. Поэтому, и для лиц подросткового возраста достижения социальной идентичности является детерминирующим фактором в процессе социального самоопределения, социальной активности и включения в структуру социума, как его представителя.
Структуру социальной идентичности представляем в виде двухуровневой конструкции, где основой является социо-демографический платформа отражающая социальные группы, к которым принадлежит индивид: семья, возрастная когорта, социальная группа с половой принадлежностью и территориальной. В центре платформы находятся социоцентрические ориентиры, которые являются характеристиками социальной идентичности, поскольку определяют направленность индивида в достижении позитивной идентичности и сохранения ее целостности.
Личностный ориентир – включает в себя совокупность личностных качеств индивида, которые являются его визитной карточкой во взаимодействии с окружающим социальным пространством. Для успешной социоинтеграции подросток обращаться к тем качествам своей личности, по его оценке и одобрительным оцениванием другим являются наиболее актуальными и востребованными. Таким образом, данный ориентир является оценочной характеристикой социальной идентичности индивида, может изменять свою модальность (положительная / отрицательная) и корректироваться в соответствии с требованиями и потребностями социальной группы
Исследование проводилось на базах общеобразовательных школ. Черновцы и Черновицкой области, в котором приняли участие 119 респондентов старшего подросткового возраста, родители которых длительное время находятся на заработках за рубежом. Для достижения цели исследования использовали опросник методика многофакторного исследования личности Р.Кетелла – 16PF (форма С) и опросник «Изучение самооценки подростка».
В процессе сравнительного анализа результатов между подростками с дистантных семей проживающих в разной местности, выяснилось, что в личностно-оценочном ориентире социальной идентичности между исследуемыми различия по таким факторам «А» (коммуникабельность – закрытость), « MD »(самооценка),« G »(непостоянство – высокая нормативность),« Н »(нерешительность – смелость),« М »(практичность – мечтательность),« О »(уверенность в себе – тревожность).
В общем показатели личностных характеристик у подростков с Дистан семей являются положительными., Однако различия в указанных факторах стоит обгориты подробнее.
Так, по фактору А (коммуникабельность) исследуемые обеих групп проявили положительную направленность. В процессе общения подростки имеют возможность не только получить полезную для себя информацию, но и получить эмоциональную поддержку от других. Однако у подростков с дистантных семей, проживающих в городе среднегрупповой результат превышает показатель другой группы. Очевидно, что для городских подростков общение является одним из ведущих видов их деятельности, а быть комунибальним является требованием современного настоящего.
Испытуемые из дистантных семей, проживающих в сельской местности являются непостоянными, могут проявлять конформность по существующей ситуации. А для другой группы испытуемых характерно осознанное соблюдение существующих правил поведения, личностная ответственность, выраженная просоциальнисть. Вероятно высокие показатели по фактору G (высокое супер эго – низкое супер эго) в группе городских подростков, обусловлено тем, что за границей в основном находится кто-то один из родителей, тогда как в сельских дистантных семьях часто именно оба родителя отсутствуют. Очевидно, что наличие хотя бы одного из родителей является залогом нормативности в поведении подростка.
По фактору «О» (уверенность в себе – тревожность) подростки сельской местности более самоуверенны в себе, жизнерадостные и стойкие к замечаниям и обвинений со стороны других. Однако городские подростки с дистантных семей являются более чувствительными, тревожными и депрессивными. Существующая семейная ситуация вызывает у них чувство вины и беспомощности, потому что они не могут ничего изменить. В ходе исследования стало ясно, что подростки с дистантных семей является социально смелыми, готовыми иметь дело с незнакомой для них ситуацию и людьми. Длительное отсутствие родителей заставляет подростка скорее взрослеть и с каждым разом взаимодействовать все с большим количеством незнакомых людей.
Сравнительный анализ результатов по фактору «М» (практичность – мечтательность) показал, что для сельских подростков с дистантных семей более приемлемым является практичность в жизненных ситуациях, они ориентируются на требования извне и пытаются придерживаться определенных правил. Респондентам, которые проживают в городе характерен более творческий подход в решении жизненных ситуаций, они ориентированы на познание своего внутреннего мира, своего потенциала, их поведение может даже быть несколько инфантильной, в отличие от сельских подростков, обладающих социальная зрелость, взрослость.
По оценке социальной значимости оказалось, то большая часть исследуемых является положительно социально ориентированной. Так, 59% подростков сельской местности и 51% городских психологически готовы к социальной интеграции и социальной перцепции, тем самым демонстрируют важность членства и готовность принять нормы и правила группы.
Зато в 49% городских респондентов с дистантных семей и 41% сельских диагностирован низкий уровень оценки своей социальной значимости. Такие подростки ориентируются на мнение окружающих, стремятся принадлежать к группе тем самым проявляют высокую конформность, чувствуют страх быть социальной непринятым и отвергнутым. Такие результаты являются следствием, того что ребенок находится в неполной семье, где ощущение одиночества, покинутости и ненужности трансформируется и на отношения с окружающей средой.
Итак, особенностями личностно-оценочного ориентира социальной идентичности старших подростков с дистантных семей, проживающих в городе есть высокая коммуникабельность, высокий уровень личностной самооценки, просоциальнисть, тревожность, познания внутреннего Я, однако низкий уровень оценки своей социальной значимости. Для сельских подростков, воспитывающихся в дистантной семьи характерно осторожность, адекватная самооценка, проявление уверенности и невозмутимости, практичность в решении проблем, высокое оценки социальной значимости, асоциальность. Таким образом, респонденты воспитывающихся в условиях дистантной семьи демонстрируют отличные личностные качества, к которым обращаются в достижении социальной идентичности.

Читайте также  С чем носить цветной пиджак

Похожее ...