Социокультурная сущность отечественных моделей воспитания детей в семье

vospitanie-detej-v-seme

Социокультурная сущность отечественных моделей воспитания детей в семье

Культура и социальность являются составными общества как целостной системы. П. Сорокин рассматривал личность, общество и культуру как неразрывное триаду и как неотделимые аспекты структуры социокультурного взаимодействия. Личность выступает как субъект взаимодействия, общество – как совокупность взаимодействующих индивидов и существующих в нем отношений и процессов, а культура – как совокупность значений, ценностей и норм, которыми обладают эти индивиды и которые они реализуют в процессе взаимодействия.
Современные исследователи в характерных черт социального относят: общность и интеграционный связь со свойствами общественных отношений; зависимости от места индивидов и их групп в общественных структурах; совместной деятельности, проявляется во взаимодействии и общении; наличие отношение индивидов и групп друг к другу и своего положения в обществе, к факторам общественной жизни.
Данным характеристикам соответствует воспитания детей в семье. Каждая отечественная модель воспитания детей в семье основывается на интегративной характере требований к поведению индивидов и групп в обществе, в зависимости от этого меняется и сущность воспитательного процесса в семье. Социальная сущность отечественных моделей воспитания детей в семье подтверждается и тем, что воспитательный процесс во взаимодействии между субъектами и объектами воспитания и практически невозможно без их совместной деятельности. Воспитание неразрывно связано со сравнительной оценкой субъектов – объектов воспитания друг друга на предмет их соответствия требованиям общества.
Итак, воспитание детей в семье вполне социальным явлением. Оно полностью соответствует современным характеристикам социальных явлений. Воспитание возникает в тот момент, когда индивид попадает под влияние другого с целью адаптации его поведения с потребностями общества. Такое взаимодействие может рассматриваться как интеграция общественных отношений, которые возникают как социальные нормы и требования к поведению индивида.
Ученые акцентируют внимание, что для обеспечения реализации данных функций семьи все его личностные ресурсы связаны между собой устойчивой взаимодействием. В процессе реализации указанных функций семья из отдельной моделью воспитания детей взаимодействует с другой мощной социальной системой – обществом.
В качестве подсистем общества, которые образуют его структуру, выступают различные сферы общественной жизни: производственно-экономическая, политическая, социальная, духовная. Эти социальные подсистемы охватывают практически весь воспитательный пространство. Воспитание детей в семье в разные исторические периоды было разным по содержанию, целью, задачами, условиями, формами, методами, приемами воспитания в отдельных моделях семьи (крестьянской, рабочей интеллигенции), на что влияли социально-экономические, идеологические, культурно просветительные процессы.
Раскрытие сущности отечественных моделей воспитания детей в семье не будет полным, если оставить без внимания то, что семейное воспитание связано также с культурным аспектом социокультурного взаимодействия.
Культуру и общество необходимо рассматривать как различные взаимосвязанные аспекты одной реальности, которые дополняют друг друга. Если культура (как система традиций, обычаев, ценностей, образцов деятельности, установок) задает определенную программу жизни людей, которая закрепляется в накопленном социально историческом опыте, то общество (как единство культуры и социальности, которые формируются и превращаются в процессе жизнедеятельности общества) порождает определенные модели общественного взаимодействия. Общество выступает как специфическая самодостаточная социокультурная система, которая возникает и изменяется благодаря взаимодействию людей в повседневной жизни, функции и структуры этой системы обеспечивают сбалансированное удовлетворение потребностей, ценностей и интересов людей, принадлежащих к этой системе. Вышеупомянутое дает право утверждать, что социокультурная сущность отечественных моделей воспитания детей в семье проявляется в среде жизнедеятельности семьи. Понятие «социально-воспитательная среда» в энциклопедии определяется как совокупность условий жизнедеятельности личности, целенаправленно воздействуют на его сознание и поведение с целью формирования определенных качеств, убеждений, духовно-ценностных ориентаций и потребностей. К ним, по нашему мнению, можно отнести и культурные условия. Таким образом, среда обитания и жизнедеятельности человека можно разделить на три вида: природное, социальное и культурное. Итак, воспитание детей в семье не может быть адекватно понятым вне экономическим, социальным и духовной жизнью общества.

Читайте также  Проблемы свободы в современной жизни

Похожее ...