Периоды развития детей

В практической педиатрии важно построить  дифференцированный подход к малышам учитывая этап индивидуального развития. Поскольку для каждого возрастного этапа характерны определенные особенности, то, исходя из них, следует решать вопрос ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по специфической и не специфической профилактики заболеваний, которые чаще всего встречаются.

Проблема периодизации процесса индивидуального развития в следствие своей большой социальной и медицинской значимости давно привлекает пристальное внимание педиатров, социологов, психологов и педагогов. Была предложена и предлагается большое количество различных классификаций периодов детского возраста. Одна из первых классификаций периодов детского возраста была предложена Степаном Фомичём Хотовицкий (1796-1885) в 1847 году и представлена в первом российском руководстве по педиатрии. В основу этой периодизации проф. С.Х.Хотовицкий положил развитие зубов.

Первый период детства, или младенчества, продолжается от рождения малыша до первого зуба, или приблизительно, до 30-40 недель после его рождения.

Читайте также  Критерии "опасной" желтухи с высоким риском значительной гипербилирубинемии

Второй детский период, или как его ещё называют «детство», считается от первого прорезывания до последующей смены зубов, или до 7-8 года после рождения ребёнка.

Третий детский период, или юность, наступает после смены зубов и до превращения ребёнка в подростка, или 14-16 лет после рождения его.

Сейчас в нашей стране используется несколько видоизмененная схема периодизации детского возраста, предложенная профессором Гундобина Н.П., который 1906 году издал капитальный труд «Особенности детского организма», в которой подведены многочисленные данные по анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма, составляющих ключ к пониманию своеобразия заболеваний в детском возрасте. В этой работе была изложена схема периодизации детского возраста. В ее основу положены разделение всего детства на отдельные периоды, которые отличаются определенным образом анатомо-физиологическими особенностями, реактивностью, преимущественной активностью эндокринных желез в зависимости от возраста. Согласно схеме периодизации детского возраста выделяют:

Читайте также  Транзиторное состояние новорожденного. Полицитемия.

А. внутриутробное этап (продолжительность 270-280 дней):

а) фаза эмбрионального развития (до 2 мес)

б) фаза плацентарного развития (от 3-го мес. до рождения).

Б. внеутробный этап (от момента рождения до 17-18 лет):

а) период новорожденности (от 0 до 3-4 недель);

б) период грудного возраста (от 1 мес. до 1 года);

в) период молочных зубов (от 1 до 7 лет):

– преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет),

– дошкольный период (от 4 до 6-7 лет);

г) период отрочества (юности)(от 6-7 до 12 лет);

д) период полового созревания – пубертатный (от 13 до 15-16,17-18 лет). Как отмечалось, каждый из этих периодов имеет очень очерченные характеристики и отличительные особенности.

Похожее ...